Беседа «Откровения о человеке»
Цель: Воспитание духовно-нравственных качеств личности на примере произведения Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Задачи: 1. Познакомить с творчеством Ф.М. Достоевского;
2. Формирование нравственного ориентира в жизни, через осмысление
произведения;
3. Формирование вдумчивого и внимательного читателя.
Наше мероприятие называется – «Откровения о человеке». (Эпиграф-цитата «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей») - Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?
– Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами. Вспомните, в ознаменование, какого события отмечается Рождество? (Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.)
- Кто же нас научит быть лучше, чище, нравственнее? Правильно, родители, (бабушки, дедушки, учителя) а еще ребята – писатели. И одним из таких писателей является Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. (Прочесть цитату. «Без детей нельзя было бы так любить человечество»). Федор Михайлович родился в г. Москве, в семье врача (7 детей) во второй половине девятнадцатого века и писал, правдивые рассказы о нелегком времени, в котором жил.
Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.
Именно эта тема детского страдания звучит в рассказе "Мальчик у Христа на елке". Дети плачут, когда взрослые поступают зло и неправедно.
Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца – двухмесячную Сонечку, а после – в 1878 году – трехлетнего Алешеньку…
Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокие безнравственные люди лишают детства? «Униженные и оскорбленные, одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные и живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родные дети» Бога.
УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. В Рождество и Новый год всем хочется верить в добрые чудеса. В святочном рассказе всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность, когда все изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Но … так ли происходит в рассказе Достоевского?
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
|
Вопросы
|
Ответы
|
1
|
Из каких слов мы понимаем, что Достоевский написал не рождественскую сказку?
|
Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.
|
2
|
Кто же является главным героем рассказа? Чьими глазами мы видим происходящее?
|
Автор
|
3
|
Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя. Каким видим его мы, и автор?
|
"…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал… "но ему, очень хотелось кушать".
|
4
|
Обратите внимание, как автор говорит о его одежде (халатик)? Почему он употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс?
|
|
5
|
Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
|
Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.
|
6
|
Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. (автор обращает внимание на чувство одиночества героя)
|
"…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно
|
7
|
Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала?
|
Чувство брезгливости, безысходности, тупика.
|
8
|
Что противопоставляется в рассказе ужасному подвалу?
А прекрасная зала за большим стеклом…
|
город, улица, шикарная зала за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик- открытое пространство. Описания эти разные. Город нарисован так… ( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…").
("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
|
9
|
Обратите внимание на разнообразие красок, используемых автором (золотые, блестящие, красные, серебряные) О чем говорят нам эти цвета?
|
(о богатстве и роскоши чужого счастья. Люди здесь живут по-другому. Ему это недоступно. Мальчик теперь понимает, что бывает мир другой, и возвращаться в свой унылый подвал ему не хочется).
|
10
|
Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и - празднично нарядные?
|
Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.
|
11
|
Почему герой в отчаянии? Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.
|
"Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
"Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.
|
12
|
Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
|
Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.
|
13
|
Что бы вы сделали на его месте?
|
У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.
|
14
|
Где показано в тексте - кто так относится к мальчику? Найдите и зачитайте.
– Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?
|
Блюститель порядка = полицейский,
дама выталкивает за дверь,
толпа напугала до смерти.
эгоизм, холодность, разъединение людей, жестокость и бездушие
|
15
|
А "копеечка выкатилась и зазвенела". Почему именно копеечка, а не копейка?
Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
|
Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы.
Эта копеечка ему была не нужна.
|
16
|
О чем вспомнил мальчик?
|
(свой старый дом в деревне, где всегда тепло и есть еда).
|
17
|
Зачем автор приводит эти воспоминания?
|
(снова для контраста с этой видимой роскошью и благополучием большого города).
|
18
|
Как мальчик оказался в подворотне?
|
( мальчика обидел хулиган местной городской шпаны, муки его усиливаются). Этому хулигану тоже живется не сладко, и не он в этом виноват. Несправедливость одна порождает другую несправедливость.
Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
|
19
|
Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?
|
Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…
|
20
|
Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите этот эпизод. Зачитайте.
– Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему?
|
РИСУЕМ
(Выполнение задания можно сопроводить негромкой музыкой.)
П. И. Чайковский "Времена года" - Январь. У Камелька.
|
21
|
Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив?
|
Фрагмент “Мальчик с ручкой”.
|
22
|
Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
|
Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь.
Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.
|
23
|
Счастливый финал у рассказа или нет?
|
Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело.
|
Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание… Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Эта тема звучит и в произведениях Г.Х. Андерсена, В. Гюго.
УЧИТЕЛЬ: По Достоевскому, целый мир не стоит «слезок ребенка», дети должны быть и счастливыми.
ИТОГ.
Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества. Это не время виновато, (такое происходит и в 21 в.) а люди. Любовь человеческая ушла от людей. О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание, о необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся.
УЧИТЕЛЬ: Чтобы каждому из нас жилось лучше, каждый должен заглянуть в свою душу, посмотреть, из каких “кирпичиков”– качеств она состоит. Какими же качествами должна обладать душа человека? У вас на столах лежат шарики – новогодние украшения. Я прошу вас написать одно или два слова-качества на этих шариках, которыми должна обладать душа человека, которые так необходимы нашему миру. И этими шариками с вашими словами мы украсим нашу рождественскую елку.
(Можно выполнять это задание по музыку – П.И. Чайковский – «Времена года», «Святки» - Декабрь)
Пожелание. Рождество — светлый праздник, открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С наступающим праздником Рождества!
|